24 апреля прошла лекция по психологии, посвящённая тревожности
24 апреля в Университете старшего поколения состоялась новая лекция курса «Психологическая грамотность». Говорили о тревожности: разбирались в том, что это такое, почему она возникает, нормально ли её испытывать.
По словам лектора, психолога и психотерапевта Дениса Осина, тревога – это состояние беспокойства, связанное с неизвестностью. В этом её отличие от страха: испытывая тревожность, мы не понимаем, чего именно боимся. Тревожность может быть адекватной – когда нас беспокоят те вещи, из-за которых действительно стоит волноваться (например, не выученные билеты перед экзаменом). А бывает такая тревожность, когда мы просто придумываем то, что может случиться.
Тревожность может быть ситуативной, то есть возникать в связи с определёнными событиями, а может быть чертой личности человека. Испытывать ситуативную тревогу в адекватных ситуациях – это нормально. Но жить с постоянной тревожностью, то есть в постоянном напряжении и ожидании проблем, очень тяжело.
Тревожность как черта характер формируется у ребёнка в семье. Это случается тогда, когда в семье происходят плохие события (развод, болезнь, смерть и т.д.), но, желая оградить от этого, ребёнку о них не рассказывают. Тогда у него возникает брешь в картине мира, он начинает её додумывать, зачастую выстраивая неверные логические цепочки или чувствуя себя виноватым в произошедших событиях.
Также тревожность формируется, если у родителей общая негативная картина мира. В таком случае ребёнок живёт в постоянном ожидании чего-то плохого. В ситуациях, когда родители «перегибают» с заботой, у ребёнка также появляется постоянная тревожность, так как он не понимает адекватности ситуаций, и возникает неуверенность в своих действиях.
И наконец, тревожность формируется, если ребёнка постоянно сравнивают с другими: с братом, другом, одноклассником, Александром Македонским (или с любой другой исторической личностью). Для одних сравнения являются мотивацией, но у других появляется ощущение, что целей никогда не достичь, и тогда формируется тревожность. Поэтому оценивать действия ребёнка нужно подчёркивая его достоинства и достижения, и отмечая, чему ещё нужно научиться и как улучшить свои результаты.
Напомним, работа Университета старшего поколения осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.