В Университете старшего поколения прошла лекция «Инструктаж по безопасности для детей и взрослых»
13 сентября в Университете старшего поколения прошла лекция «Инструктаж по безопасности для детей и взрослых». Перед слушателями выступил руководитель поисково-спасательного отряда «Волонтёр» Сергей Шухрин.
«Да я здесь сто лет живу», «я этот лес как свои пять пальцев знаю» — вот то, что, по словам Сергея Шухрина, чаще всего слышат волонтёры поисково-спасательных отрядов от найденных людей. Многие идут в лес, будучи уверенными, что точно не заблудятся. Но даже за год лес мог сильно измениться: появилась вода там, где её не было, образовался буреполом — и вот уже привычные места кажутся незнакомыми.
— Собираясь в лес, возьмите определённый набор вещей — зажигалку или спички, упакованные в целлофан, фонарик, репелленты, необходимые лекарства, телефон с заряженной батареей и положительным балансом, — отмечает руководитель поискового отряда. — Если вы идете в лес на пару часов, запасы еды и воды должны быть рассчитаны на сутки. И возьмите с собой свисток: через час криков «ау» голос сядет. Перед походом в лес изучите карту местности и освойте азы ориентирования на местности.
Основные действия потерявшегося в лесу — позвонить в МЧС по номеру 112 и оставаться на одном месте. По возможности нужно обозначить своё местоположение: вытоптать траву на поляне, развести огонь, можно использовать одежду и подручные материалы. Кстати, худшее, что может сделать человек, отправившийся в лес, по мнению Шухрина, — надеть одежду зелёного цвета, цвета хаки или камуфляж. Использовать нужно только яркую одежду, а в идеале купить для походов в лес сигнальный жилет.
Утопление, подчеркивает Шухрин, стоит на втором месте (после ДТП) в рейтинге причин гибели детей. Нельзя отпускать ребёнка без взрослых на водоём, будь ему 10, 12 или 15 лет. Зачастую люди даже не замечают человека, который тонет. Опасность захлебнуться взывает у человека инстинктивную реакцию — мышечный и дыхательный спазм. Никакого хлопанья по воде, брызг и криков: человек молча скрывается под водой и появляется снова, но времени над водой недостаточно чтобы выдохнуть, вдохнуть и позвать на помощь. Так утопающий может продержаться в воде лишь 20-60 секунд. Стоит учесть, что источники повышенной опасности — это и крутые берега, и причалы, мостки, и лодки, обычные и надувные, и водные аттракционы.
Ещё одну опасность таит лёд. Первый, ранний лёд хрустит, ломается, но за него можно ухватиться и выбраться из воды. А поздний лёд – самый страшный: это каша, на которую невозможно выползти.
Для ребёнка может быть небезопасной даже квартира – газ, электричество, открытые окна с противомоскитными сетками, незафиксированная мебель, которая может упасть. Что уж говорить о городских улицах.
Казалось бы, что может произойти с ребёнком за пять минут, пока родитель, оставив его на детской площадке, отлучился за мороженым? Этого времени более чем достаточно, чтобы похитить ребёнка, уверяет Шухрин. За рубежом и в России проводились социальные эксперименты, в которых психологи и актёры «похищали» детей на глазах сидящих поодаль родителей. Оказалось, что украсть ребёнка можно меньше чем за минуту. Вместе с незнакомцем уходили с площадки 9 из 10 детей.
Что же делать? Приучить ребёнка постоянно сообщать, где он, с кем, куда собирается, когда вернётся, советует Шахрин. Обучение происходит, в первую очередь, на собственном примере. Для определения местоположения ребёнка можно использовать технические средства — приложения для телефонов, «умные» часы. Ребёнок должен знать, что чужому взрослому от него ничего не может быть нужно, взрослый может решить свои проблемы сам. Для случаев, когда ребёнка должен забрать знакомый родителей, нужно придумать «пароль», кодовое слово, услышав которое ребёнок может идти с незнакомцем. И наконец, нужно научить ребёнка привлекать внимание окружающих: кричать, кусаться, падать на землю, бить стёкла, если на него нападают.