1 марта в Университете старшего поколения прошла лекция о защите прав потребителей
В среду, 1 марта, слушатели Университета старшего поколения посетили лекцию о защите прав потребителей, которая состоялась в рамках курса правовой и экономической грамотности. Новое занятие провела Председатель правления общественной организации «Служба помощи потребителям» Татьяна Евгеньевна Печинкина.
По словам лектора, в соответствии с законодательством, потребителю должны быть проданы те товары, которые ему нужны, и с теми свойствами, которые ему нужны. Поэтому, если проданный товар не соответствует требованиям потребителя, его можно вернуть, так как он был приобретён из-за отсутствия достаточной информации. Более того, покупатель имеет право подать жалобу в Роспотребнадзор, и тогда продавец может быть наказан штрафом. Однако необходимо учитывать, что Правительством РФ определён перечень товаров, которые не подлежат возврату. К ним относятся технически сложные товары, бытовые товары, мебель в виде гарнитуров, строительные материалы на отрез и отвес, текстильные изделия, которые соприкасаются с кожей, ткани на отрез, лекарства, парфюмерия.
Если приобретённый товар – качественный, но не нравится потребителю или не подходит, его можно вернуть в течение 14 дней. Для этого необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, при этом у товара должен быть сохранён товарный вид. В течение 10 дней продавец обязан рассмотреть претензию и вынести решение. Деньги возвращаются тем способом, с помощью которого была оплачена покупка. В случае оплаты через интернет или с помощью карты необходимо предоставить продавцу реквизиты банка для возврата денег.
Иногда потребитель замечает, что товар некачественный уже по прошествии 14 дней. При наличии у товара гарантийного срока у покупателя есть три варианта: потребовать безвозмездного устранения недостатка, потребовать обмена на качественный товар или отказаться от некачественного товара, вернув деньги. В соответствии с законом, продавец обязан принять товар на проверку качества. Экспертизу оплачивает также продавец, но если в ходе проверки будет установлено, что проблемы с товаром возникли из-за неправильного использования товара, расходы лягут на потребителя.
Если товар сломался, а гарантийный срок уже закончился, у потребителя есть ещё 2 года с момента окончания гарантийного срока на то, чтобы обратиться с претензией к продавцу, доказав, что поломка произошла не по его вине. Даже если у товара изначально нет гарантийного срока, покупатель может в течение 2 лет с момента покупки обратиться с претензией по качеству, и доказывать, качественный товар или нет, будет продавец.
Татьяна Евгеньевна посоветовала присутствующим при приобретении любых услуг заключать договор — с данными людей или организаций, оказывающих услугу, и подписями (печатями). При заключении договоров необходимо полностью читать текст, обращая особое внимание на предмет договора, условия оплаты, сроки оказания услуг (они должны быть точными), реквизиты сторон. Если что-то в договоре кажется неправильным, нужно просить, чтобы его текст изменили. Также юрист порекомендовала подписывать акты приемки, только убедившись в качественном оказании услуги.
Согласно поправкам в законодательстве, теперь потребитель может отказаться от любого договора на оказание услуги и вернуть деньги за минусом фактически понесённых расходов. Если услуга выполнена некачественно, нужно делать экспертизу и обращаться в суд. В идеале, интересы потребителя в суде должен представлять юрист, так как обычный человек, не зная всех тонкостей, может допустить ошибку. В суде потребитель может требовать возврата денежных средств, компенсации убытков и неустойку. Кстати, место, где будет проходить судебное разбирательство, выбирает сам потребитель: по его собственному месту жительства/ регистрации, по месту приобретения услуги или по месту регистрации производителя/ продавца.
Татьяна Евгеньевна призвала присутствующих с осторожностью относиться к бесплатным услугам, так как «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», а также не пускать в дом продавцов различных фильтров для воды, пылесосов, постельного белья и др. В конце занятия юрист ответила на многочисленные вопросы присутствующих.